|
Учебные и методические пособия, статьи по методике обучения пониманию художественной литературы.
|
|
|
1. Художественная литература как ресурс межкультурного образования. - Журнал «Русский язык за рубежом» №2/2022 (загрузить PDF)
2. «Интерактивные авторские курсы института Пушкина» как опыт создания электронной образовательной среды. - Журнал «Русский язык за рубежом» №5/2016 (загрузить PDF)
3. Н.В.Кулибина «Зачем, что и как читать на уроке: Методическое пособие для преподавателей РКИ». – СПб.: Златоуст,2015. 210с.
4. Н.В.Кулибина «Адаптировать нельзя понять». – Журнал «Русский язык за рубежом» №2 2014 (загрузить PDF)
5. Н.В.Кулибина «Читаем стихи русских поэтов». Учебное пособие .- СПб.: Златоуст, 2012. 98с.
6. Н.В.Кулибина «Читаем по-русски на уроках и дома»: Книга для ученика. Книга для учителя. – Рига, RETORIKA-A, 2008. 186с./181
|
|
|
Часто задаваемые или просто интересные вопросы.
|
|
|
Кудлик Елизавета Сергеевна, старший преподаватель кафедры языковой подготовки Байкальского государственного университета в Иркутске (29 лет, стаж работы в области РКИ 7 лет).
Вопрос 1:
- Как вы относитесь к такому виду работу, как домашнее чтение?
Традиционно все коллеги говорят, домашнее чтение необходимо. Когда сама изучала языки, всегда мы читали тексты дома, в большом объёме. Сейчас не лежит у меня душа к этому виду чтения, потому что думаю, конечно, с одной стороны, что регулярное чтение - это полезно, но, чтобы контролировать, читают ли студенты тексты, всё равно приходится тратить время на это на уроке, когда можно поработать над новым текстом. Потом многие студенты, встречая незнакомые слова, сразу в словарь, не думают, догадку не развивают, в основном азиатские студенты. Интересно было бы услышать ваше мнение по поводу домашнего чтения.
|
Ответ
- Уважаемая Елизавета!
Вы сами ответили на свой вопрос. Могу только добавить, что считаю «домашнее чтение» бесполезной затеей, если… предварительно не проведена работа (и не один урок!) по обучению пониманию художественной литературы (или литературы по специальности, например, инженерно-технического профиля, в зависимости от того, какая литература предлагается для «домашнего чтения»). Необходимо, чтобы студент (читатель!) понимал, что ему нужно делать с текстом: разбираться со значениями отдельных незнакомых слов (по словарю) или попытаться, опираясь на известную ему информацию разного рода: языковые знания, жизненный опыт или профессиональные сведения (при чтении литературы по специальности) и др., понять смысл написанного автором. Иными словами, получить, как говорят психологи, выводное знание. Только в этом случае «домашнее чтение» имеет смысл.
|
Вопрос 2:
- И ещё вопрос о том, что в чтении самое сложное. Хочу привести пример. В книге «Дорога в Россию» базовый уровень есть текст "Что я люблю". Это текст об учителе и двух мальчиках. Учитель музыки любит классическую музыку, один мальчик любит гулять с собакой, кататься на коньках, играть в футбол и подобные детские забавы, а Мишка любит мороженое, красную и чёрную икру, картошку и другие продукты питания, всей душой он любит копчёную колбасу. А ещё Мишка любит свою бабушку, потому что она вкусно готовит. Текст прочитан, всё понятно, только непонятно главное, что Мишка-то антигерой, хотя и милый смешной и искренний мальчик. Не могу я эту стену проломить. А что вы любите, ребята? И одни китайские Мишки вокруг, наперебой выдают целый продуктовый магазин, от 30-80 процентов. Вот это очень сложно. Такой простой текст, и мне он методически не даётся.
Бывали ли у вас такие проблемы с аудиторией на уровне конфликта ценностей?
|
Ответ
- Разделю Ваш вопрос на два. Сначала – про Мишку.
Пожалуй, я не соглашусь с тем, что Мишка – антигерой (судя по Вашему пересказу, текст из учебника я не помню). Это маленький человечек с ограниченным набором потребностей, которые не простираются дальше полки продуктового магазина, но, как Вы сами пишете, милый и, главное, искренний. У детского писателя (если это авторский аутентичный рассказ, а не учебный или адаптированный текст) обязательно должна быть четно обозначена авторская позиция и оценка. Её читатель должен понять, а согласиться или нет – его право!
Если бы у меня возникла такая ситуация на уроке, то, возможно, я бы довела её до логического конца, предлагая студентам называть всё новые вкусные вещи без конца, пока они сами не сообразят, что это уже перебор и должно быть (и, главное, в их жизни, безусловно, есть!) что-то ещё интересное и полезное, а не только еда… А Вы не спрашивали их, может быть в детстве они голодали?
Теперь – про конфликт ценностей.
Такое, конечно, бывает. Когда – явно, иногда – скрыто. Всегда стараюсь, чтобы читатели поняли авторскую точку зрения, точнее, то, как она высказана в тексте: номинации персонажей, скрытые оценки и т.п. И задумались над ней и в том случае, если она совпадает с их собственной, и в том – если противоречит. И постарались найти аргументы «за» и «против»! Не страшно, если думают не так, как я! Очень плохо, когда не думают вообще!
|
|
|
|
Курс содержит материалы, принадлежащие авторам, музеям и издательствам.
|
|
|
Из правомерно обнародованных произведений они включены в уроки «без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения,
но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования» в объёме, оправданном учебной и просветительской целью проекта, в соответствии с положениями статей 1274 (п.1) и 1275 (п.6) Гражданского кодекса РФ.
В случае несогласия авторов или представителей издательств с использованием их произведений, соответствующие материалы будут немедленно исключены.
Ахмадулина Б.А. «Девочка с персиками» |
Влечёт меня старинный слог. - М, 2004.- С. 517-518 В.А. Серов «Девочка с персиками», 1887 (Государственная Третьяковская галерея, Москва) |
Ахматова А.А. Из цикла «В Царском Селе» |
Ахматова А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Эллис Лак, 2000–2002. |
Баратынский А.С. «Уверенье» |
Чудное Мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. Москва: Художественная литература, 1988 |
Блок А.А. «Незнакомка» |
Полное собрание сочинений и писем в 20-ти томах. Том II. М.: «Наука», 1997 И.Н. Крамской «Неизвестная», 1883 (Государственная Третьяковская галерея, Москва) |
Бормор П. Из книги «Игры демиургов» |
Игры демиургов. - М.: Гаятри, 2011.- 240 с. |
Бородицкая М.Я. «Новый год» |
М.Я. Бородицкая Новогодняя книжка. – Клевер Медиа Групп, 2013 |
Бродский И.А. «Рождество.1963» |
И. Бродский Сочинения в четырёх томах. Том 1. Париж-Москва-Нью Йорк, 1992, с.314. |
Бунин И.А. «Тёмные аллеи» |
И.А. Бунин "Тёмные аллеи" - В Собрании сочинений в девяти томах. Изд-во "Художественная литература", 1966. Том седьмой. С. 7-11 |
Вознесенский А.А. «Сага» |
А. Вознесенский "Соблазн. Стихи".- Москва, "Советский писатель", 1979. С.7-8 |
Голявкин В.В. «Разрешите пройти» |
В. Голявкин Тетрадки под дождём. – М.: Детгиз, 1959 |
Гумилёв Н.С. «Жираф» |
Гумилёв Н.С. Собрание сочинений в четырёх томах. Том первый. – М.: ТЕРРА, 1991, с.76-77. |
Державин Г.Р. «Разные вина» |
Г.Р. Державин. Стихотворения. - Л.: Советский писатель, 1957, с. 97. (Библиотека поэта; Большая серия). |
Достоевский Ф.М. «Ёлка и свадьба» |
Ф.М. Достоевский "Ёлка и свадьба". Из записок неизвестного. - В Собрании сочинений в десяти томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. Том первый. С. 579-587. |
Драгунский В.Ю. «Тайное становится явным» |
В.Ю. Драгунский Денискины рассказы. - Москва детская литература», 1976. С. 6-10. |
Евтушенко Е.А. «Идут белые снеги» |
Евг. Евтушенко. Катер связи. Изд. ЦК ВЛКСМ. Молодая Гвардия. 1966 |
Есенин С.А. «Собаке Качалова» |
Н.В. Кулибина Читаем стихи русских поэтов: пособие по обучению чтению художественной литературы. - 7-е изд. - СПб.: Златоуст, 2019. с.78-79 |
Козлов С.Г. «Разрешите с вами посумерничать» |
http://ejik-land.ru/mist/page01.html#Разрешите с вами посумерничать |
Крылов И.А. «Лебедь, Щука И Рак» |
Русские поэты. – М.: «Издательство «Детская литература», 1965. Том первый, с. 236. |
Левин В.А. «Обыкновенная история» |
В книге "Гулял по улице щенок". - Из-во "Вакоша", 2021 |
Лермонтов М.Ю. «Бородино» |
М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1957. – С.9-11.
https://rutube.ru/video/a4fbe0991c1e06d84af44b578cf8cc0b/
https://ok.ru/video/41417443906
|
Лермонтов М.Ю. «Утёс» |
М.Ю. Лермонтов Собрание сочинений. Т.1. – М.: Художественная литература, 1957, с.69. |
Лукьяненко С.В. «Чужая боль» |
Н.В.Кулибина Читаем по-русски на уроках и дома. Книга для ученика. Рига: RETORIKA-A, 2008, c.110-115. |
Мандельштам О.Э. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса.» |
Мандельштам О.Э. Стихотворения. – Л.: Советский писатель, 1978. |
Маршак С.Я. «Апрель» |
М. Боголюбская, А. Табенкина «Хрестоматия по детской литературе», М.: Просвещение, 1975. |
Михалков С.В. Текст государственного гимна России |
Конституция Российской Федерации. Текст гимна, Флаг, Герб. Виктория плюс, 2023. ISBN 978-5-91673-306-8 |
Некрасов Н.А. «Мороз Красный нос» (Не ветер бушует над бором…) |
Н.А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в 15-ти томах. Том 4. Л.: Наука, 1982 |
Окуджава Б.Ш. «Как научиться рисовать» |
Опубликовано в ленинградской газете «Смена» 21 июня 1965 года |
Остер Г.Б. Задачки из книги «Ненаглядное пособие по математике» |
http://lib.ru/ANEKDOTY/ostermat.txt |
Пастернак Б.Л. «Зимняя ночь» |
Пастернак Б.Л. Собр.соч. В 5-то т. Т.3 Доктор Живаго. – М.: Худож. лит., 1990. |
Петрушевская Л.С. «Абвука» и «И-пызява» |
Петрушевская Л.С. Дикие Животные Сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи бятые. – М.: Эксмо, 2006. |
Полонский Я.П. «К портрету Лопухиной» |
Я.П. Полонский «Стихотворения. Поэмы. М., «Правда», 1986 В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», 1797 (Государственная Третьяковская галерея, Москва) |
Пригов Д.А. «Вот устроил постирушку …» |
Д. Пригов Слёзы геральдической души. – М.: Московский рабочий, 1990. |
Пушкин А.С. «Барышня-крестьянка» |
А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в шести томах. Том 4. – М.-Л.: Academia, 1936. – С.83-97. |
Пушкин А.С. «На холмах Грузии…» |
А.С. Пушкин "На холмах Грузии лежит ночная мгла..." - А.С. Пушкин Полное собрание сочинений в шести томах. - Москва-Ленинград, Academia, 1936. Том первый, с.535. |
Пушкин А.С. «Осень» |
А.С. Пушкин Полное собрание сочинений в шести томах. Том второй. – Москва- Ленинград. ACADEMIA, 1936 С.65-68. |
Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке» |
А.С. Пушкин Полное собрание сочинений в шести томах. Том второй. – Москва- Ленинград. ACADEMIA, 1936 С.162-167. |
Пушкин А.С. «Я вас любил» |
Пушкин А.С. Полное собр.соч. В 6-ти т. Т.1 – М.-Л.: Academia, 1937. |
Раскин А.Б. «Как папа отомстил немецкому языку» |
Раскин А.Б. Как папа был маленьким: Рассказы. - М.: Махаон, 2010. |
Рубина Д.И. «Всё тот же сон!» |
Д. Рубина "Когда выпадет снег": рассказы. повести. - Екатеринбург: У-Фактория, 2001. |
Рубцов Н.М. «Левитан» |
Н.М. Рубцов Стихотворения. – М.: Э, 2012.- С. 187 И.И. Левитан «Вечерний звон», 1892 (Государственная Третьяковская галерея, Москва) |
Русская народная сказка «Рукавичка» |
В обработке Н.В. Кулибиной. |
Солженицын А.И. Из цикла «Крохотки» |
Солженицын А. И. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 1. Рассказы и Крохотки. — М.: Время, 2006. — 672 с. ISBN 5-94117-168-4 |
Твардовский А.Т. «Я знаю, никакой моей вины…» |
Н.В. Кулибина Читаем стихи русских поэтов: пособие по обучению чтению художественной литературы. - 7-е изд. - СПб.: Златоуст, 2019. с.82 |
Тургенев И.С. «Воробей» |
И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М.: "Наука", 1982. |
Тургенев И.С. «Русский язык» |
И.С. Тургенев. Избранное. Классическая библиотека "Современника". Москва: Современник, 1979 |
Тютчев Ф.И. «Умом Россию…» |
Тютчев Ф.И. Лирика (Серия "Литературные памятники"). - М.: Наука, 1966. Т.1, с.210. |
Фет А.А. «Я пришёл к тебе с приветом…» |
А.А. Фет. Стихотворения. Библиотека поэта: Малая серия (издание третье). М.-Л.: Советский писатель, 1963, с.142. |
Цветаева М.И. «Моим стихам…» |
Строфы века. Антология русской поэзии / Сост. Е.Евтушенко. - Минск, Москва: Полифакт, 1995. |
Цветаева М.И. «Москве» |
Цветаева М.И. Поклонись Москве... Поэзия. Проза. Дневники. Письма. - М.: Московский рабочий, 1989, с.96. |
Чуковский К.И. «Черепаха» |
Корней Чуковский. Стихотворения. Новая библиотека поэта: Гуманитарное агентство "Академический проект", Санкт-Петербург / 2002 |
Шукшин В.М. «Срезал» |
Шукшин В.М. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3 с. 6-13 – М.: Молодая гвардия, 1993. |
|
|
|