7+
118 онлайн-уроков
Наталья Владимировна Кулибина
Уроки чтения - праздник, который всегда с тобой
27 апреля 2017
Для читателей и учителей готовы 58 интерактивных уроков чтения включая уроки, облегчающие заучивание стихотворений наизусть.
Доктор педагогических наук, профессор.
Начальник научно-методического отдела.
Руководитель Русского центра.
Отзывы: 29
В этом разделе Вы найдёте все произведения, которые вошли в готовые Уроки чтения. Они даны в алфавитном порядке по авторам.
Ахматова А.А. Из цикла «В Царском Селе»
Бормор П. Из книги «Игры демиургов»
Бородицкая М.Я. «Новый год»
Бродский И.А. «Рождество. 1963»
Голявкин В.В. «Разрешите пройти»
Гумилёв Н.А. «Жираф»
Державин Г.Р. «Разные вина»
Козлов С.Г. «Разрешите с вами посумерничать»
Левин В.А. «Обыкновенная история»
Мандельштам О.Э. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса.»
Остер Г.Б. Задачки из книги «Ненаглядное пособие по математике»
Пастернак Б.Л. «Зимняя ночь»
Петрушевская Л.С. «Абвука»
Пригов Д.А. «Вот устроил постирушку …»
Пушкин А.С. «Я вас любил»
Раскин А.Б. «Как папа отомстил немецкому языку»
Рубина Д.И. «Всё тот же сон!»
Русская народная сказка «Рукавичка»
Тютчев Ф.И. «Умом Россию…»
Фет А.А. «Я пришёл к тебе с приветом…»
Цветаева М.И. «Моим стихам…»
Цветаева М.И. «Москве»
52 урока
Выберите урок с рассказом, сказкой, стихотворением… Прочитайте, послушайте, попробуйте ответить на вопросы, может быть, узнаете что-то новое, интересное, забавное, нужное… Улыбнетесь, задумаетесь… А вдруг понравится?
Почему среди уроков чтения вдруг уроки русского языка?
– Здесь нет противоречия: уроки чтения образцовых литературных текстов на русском языке (для каждого возраста своих) и есть уроки русского языка.
Урок 1. А.А. Ахматова.
Из цикла «В Царском Селе»
Урок 2. Б.Л. Пастернак
«Зимняя ночь»
Урок 3. М.И. Цветаева
«Москве»
Урок 4. О.Э. Мандельштам
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса.»
В этом разделе собраны уроки чтения произведений, авторов которых объединяет время – вторая половина (точнее, последняя треть) ХХ века, а также то, что это хорошая литература и замечательный русский язык.
Стихотворение Дм.А. Пригова
«Вот устроил постирушку …»
Рассказ Д.И. Рубиной
«Всё тот же сон!»
Стихотворение И.А. Бродского
«Рождество. 1963»
Рассказ М.А. Палей
«Ты и я»
(в разработке)
Стихотворение Б.А. Ахмадулиной
«Бьют часы…»
(в разработке)
Слушаем и читаем государственный гимн России
(в разработке)
Фантастический рассказ С.В. Лукьяненко
«Чужая боль»
(на 2017 год)
Рассказ Ю.И. Коваля
«Вода с закрытыми глазами»
(на 2017 год)
Публицистика Т.Н.Толстой
«Переводные картинки»
(на 2017 год)
Стихотворение Н.М. Рубцова
«Левитан»
(на 2017 год)
Стихотворение А.А. Вознесенского
«Сага»
(на 2017 год)
Хорошая детская литература – это то, из чего мы не вырастаем.
Стихотворение В.А. Левина
«Обыкновенная история»
Рассказ В.В. Голявкина
«Разрешите пройти»
Стихотворение М.Я. Бородицкой
«Новый год»
Сказка Л.С. Петрушевской
«Абвука»
Сказка С.Г. Козлова
«Разрешите с вами посумерничать»
Рассказ А.Б. Раскина
«Как папа отомстил немецкому языку»
Стихотворение из цикла Р.И. Рождественского
«Алёшкины мысли»
(в разработке)
Русская поэзия прошлых веков – это то, что обязательно нужно читать, потому что, читая стихи, человек учится понимать себя и других людей – «учится быть человеком».
(А.А. Леонтьев)
А.С. Пушкин
«Я вас любил»
Ф.И. Тютчев
«Умом Россию…»
Г.Р. Державин
«Разные вина»
А.А. Фет
«Я пришёл к тебе с приветом…»
М.Ю. Лермонтов
«Парус»
(в разработке)
Н.А. Некрасов
«Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз Красный нос»)
(в разработке)
А.С. Баратынский
«Уверенье»
(в разработке)
А.К. Толстой
«Коль любить…»
(в разработке)
«Серебряный век» русской поэзии (1890-1930) – это стихи А. Блока и Н. Гумилёва, В. Маяковского и С. Есенина, ранние поэтические опыты А. Ахматовой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и М. Цветаевой.
Н.А. Гумилёв
«Жираф»
М.И. Цветаева
«Моим стихам…»
А.А. Блок
«Ночь. Улица. Фонарь…»
(в разработке)
А.А. Ахматова
«Сероглазый король»
(в разработке)
Б.Л. Пастернак
«Плачущий сад»
(на 2017 год)
О.Э. Мандельштам
«Невыразимая печаль»
(на 2017 год)
В.В. Маяковский
«Послушайте!»
(на 2017 год)
С.А. Есенин
«Собаке Качалова»
(на 2017 год)
Период русской истории ХХ века, названный весенним словом «оттепель», - время, когда появились первые стихи Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, Р. Рождественского и Е. Евтушенко.
Б.Ш. Окуджава
«Как научиться рисовать…»
(на 2017 год)
Е.А. Евтушенко
«Людей неинтересных в мире нет…»
(на 2017 год)
Р.И. Рождественский
«На Земле безжалостно маленькой…»
(на 2017 год)
А.А. Вознесенский
«Кроны и корни»
(на 2017 год)
Б.А. Ахмадулина
«Пейзаж»
(на 2017 год)
Эти уроки (как и уроки раздела «Не только для детей») предназначены, прежде всего, детям, но если Вы изучаете русский язык как иностранный, то эти уроки могут быть Вам полезны.
Задачки Г.Б. Остера из книги
«Ненаглядное пособие по математике»
Русская народная сказка
«Рукавичка»
Слушаем и читаем государственный гимн России с россиянами
(сценарий в работе)
Рассказ М.Я. Москвиной
«Моя собака любит джаз»
(на 2017 год)
Стихотворение Р.С. Сефа
«Весёлые стихи»
(на 2017 год)
Стихотворение Д.И. Хармса «Удивительная кошка»
(на 2017 год)
Мы незаметно перешли в ХХI век и … ничего не изменилось: писатели пишут, читатели читают. Новые темы, новые тексты и, по-прежнему, хорошая литература и хороший русский язык.
Рассказ П. Бормора из книги
«Игры демиургов»
Текст песни Е.В. Гришковца
«Настроение улучшилось»
(в разработке)
Текст песни И.В. Кормильцева
«Джульетта»
(на 2017 год)
Новые тематические серии уроков в планах
52 урока
Дорогие коллеги!
Если вы преподаёте русский язык как иностранный, работаете с детьми-билингвами в русской школе за рубежом, ведёте занятия по русскому языку и литературе в российской школе и хотите сделать свои уроки более разнообразными и/или предложить ученикам увлекательные домашние задания, то здесь вы сможете найти много интересного и полезного. Удачи!
Преподавание РКИ
Обучение детей-билингвов
Российская школа
4 урока
от В2,14+
Почему среди уроков чтения вдруг уроки русского языка? – Здесь нет противоречия: уроки чтения образцовых литературных текстов на русском языке (для каждого возраста своих) и есть уроки русского языка. По словам Иосифа Бродского (а он знал, о чём говорил), «поэт – орудие языка, а не язык – орудие поэта». >>>
Урок 1. А.А. Ахматова.
Из цикла «В Царском Селе»
Урок 2. Б.Л. Пастернак
«Зимняя ночь»
Урок 3. М.И. Цветаева
«Москве»
Урок 4. О.Э. Мандельштам
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса.»
11 уроков
от А2,16+
В этом разделе собраны уроки по текстам, авторов которых объединяет время – вторая половина (точнее последняя треть) ХХ века, а также то, что это хорошая литература и замечательный русский язык. К сожалению, некоторые из них - Б. Ахмадулина, И. Бродский, А. Вознесенский, Ю. Коваль, Н. Рубцов, Д.А. Пригов – закончили свой жизненный и творческий путь в ХХ веке, другие – Д. Рубина, С. Лукьяненко, М. Палей, Т. Толстая – по счастью, здравствуют и пишут.
Стихотворение Дм.А. Пригова
«Вот устроил постирушку …»
Рассказ Д.И. Рубиной
«Всё тот же сон!»
Стихотворение И.А. Бродского
«Рождество. 1963»
Рассказ М.А. Палей
«Ты и я»
(в разработке)
Стихотворение Б.А. Ахмадулиной
«Бьют часы…»
(в разработке)
Слушаем и читаем государственный гимн России
(в разработке)
Фантастический рассказ С.В. Лукьяненко
«Чужая боль»
(на 2017 год)
Рассказ Ю.И. Коваля
«Вода с закрытыми глазами»
(на 2017 год)
Публицистика Т.Н.Толстой
«Переводные картинки»
(на 2017 год)
Стихотворение Н.М. Рубцова
«Левитан»
(на 2017 год)
Стихотворение А.А. Вознесенского
«Сага»
(на 2017 год)
7 уроков
от А2, 7+
Хорошая детская литература – это то, из чего мы не вырастаем. Я с удовольствием делала уроки по сказкам Л.С. Петрушевской и С.Г. Козлова, нередко цитирую «Алёшкины мысли» Р.И. Рождественского или стихотворения М.Я. Бородицкой… Уверена, взрослым, изучающим русский язык как иностранный, понравятся уроки по текстам В.А. Левина, В.В. Голявкина и А.Б. Раскина и многих других авторов, тексты которых ещё ждут своей очереди стать уроками чтения.
Стихотворение В.А. Левина
«Обыкновенная история»
Рассказ В.В. Голявкина
«Разрешите пройти»
Стихотворение М.Я. Бородицкой
«Новый год»
Сказка Л.С. Петрушевской
«Абвука»
Сказка С.Г. Козлова
«Разрешите с вами посумерничать»
Рассказ А.Б. Раскина
«Как папа отомстил немецкому языку»
Стихотворение из цикла Р.И. Рождественского
«Алёшкины мысли»
(в разработке)
8 уроков
от В1, 12+
Русская поэзия прошлых веков – то, что обязательно нужно читать на уроках русского языка как иностранного, неродного, родного. Выдающийся отечественный психолог ХХ века А.А. Леонтьев считал, что читая стихи, человек учится понимать себя и других людей, сочувствовать и прощать, учится быть человеком. Блестящие образцы русской поэтической речи помогут воспитать у читателя отменный языковой вкус.
А.С. Пушкин
«Я вас любил»
Ф.И. Тютчев
«Умом Россию…»
Г.Р. Державин
«Разные вина»
А.А. Фет
«Я пришёл к тебе с приветом…»
М.Ю. Лермонтов
«Парус»
(в разработке)
Н.А. Некрасов
«Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз Красный нос»)
(в разработке)
А.С. Баратынский
«Уверенье»
(в разработке)
А.К. Толстой
«Коль любить…»
(в разработке)
8 уроков
от В1, 12+
Серебряный век русской поэзии – период с 1890 до 1930 года продолжает традиции русской классики. Прекрасные стихотворения таких разных поэтов, как В.В. Маяковский и Б.Л. Пастернак, А.А. Ахматова и М.И. Цветаева, О.Э. Мандельштам и С.А. Есенин и других, безусловно, сделают ваши уроки привлекательными для учащихся. >>>
Н.А. Гумилёв
«Жираф»
М.И. Цветаева
«Моим стихам…»
А.А. Блок
«Ночь. Улица. Фонарь…»
(в разработке)
А.А. Ахматова
«Сероглазый король»
(в разработке)
Б.Л. Пастернак
«Плачущий сад»
(на 2017 год)
О.Э. Мандельштам
«Невыразимая печаль»
(на 2017 год)
В.В. Маяковский
«Послушайте!»
(на 2017 год)
С.А. Есенин
«Собаке Качалова»
(на 2017 год)
5 уроков
от В1, 12+
Эта тематическая серия появилась после того, как я прочитала интервью Чулпан Хаматовой, моей любимой актрисы, в котором она с сожалением говорила о том, что для её поколения поэзия Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, Е. Евтушенко и Р. Рождественского осталась практически неизвестной.
Б.Ш. Окуджава
«Как научиться рисовать…»
(на 2017 год)
Е.А. Евтушенко
«Людей неинтересных в мире нет…»
(на 2017 год)
Р.И. Рождественский
«На Земле безжалостно маленькой…»
(на 2017 год)
А.А. Вознесенский
«Кроны и корни»
(на 2017 год)
Б.А. Ахмадулина
«Пейзаж»
(на 2017 год)
6 уроков
от А2, 7+
«Литературное чтение» в начальных классах российской школы – это одно из бесспорных (со знаком +) достижений современной педагогики. Это возможность воспитать квалифицированного (или «идеального» по У. Эко) читателя. Сделать ЧТЕНИЕ хорошей литературы жизненной потребностью подрастающего поколения и вернуть нашей стране прежний статус «самой читающей в мире».
Задачки Г.Б. Остера из книги
«Ненаглядное пособие по математике»
Русская народная сказка
«Рукавичка»
Слушаем и читаем государственный гимн России с россиянами
(сценарий в работе)
Рассказ М.Я. Москвиной
«Моя собака любит джаз»
(на 2017 год)
Стихотворение Р.С. Сефа
«Весёлые стихи»
(на 2017 год)
Стихотворение Д.И. Хармса «Удивительная кошка»
(на 2017 год)
3 урока
от А2, 16+
Мы незаметно перешли в ХХI век и … ничего не изменилось: писатели пишут, читатели читают. Новые темы, новые тексты… - Стоит ли их читать на уроках русского языка? - Стоит! Потому что это хорошая литература, отвечающая на вопросы, волнующие современников, и русский язык ХХI века.
Рассказ П. Бормора из книги
«Игры демиургов»
Текст песни Е.В. Гришковца
«Настроение улучшилось»
(в разработке)
Текст песни И.В. Кормильцева
«Джульетта»
(на 2017 год)
Новые тематические серии уроков в планах
Где бы ни жил ребёнок – в России или за её рубежами – родители могут помочь ему освоить родной язык. Чтение стихов, сказок и рассказов, написанных как специально для детей, так и вполне «взрослая литература» (классическая и современная) - это самые настоящие уроки русского языка, которые позволят детям стать носителями нашего «великого и могучего» языка.
Мы отобрали уроки чтения произведений, доступных и просто интересных для читателей в возрасте от 7 до 15 лет. Советуем родителям прочитать их вместе с детьми. Уверены, удовольствие получат все! И, конечно, можно расширить круг чтения ребёнка за счёт уроков чтения 16+.
Бородицкая М.Я. «Новый год» (7+, A2)
Голявкин В.В. «Разрешите пройти» (7+, A2)
Козлов С.Г. «Разрешите с вами посумерничать» (7+, A2)
Левин В.А. «Обыкновенная история» (7+, A2)
Остер Г.Б. Задачки из книги «Ненаглядное пособие по математике» (7+, A2)
Петрушевская Л.С. «Абвука» (7+, A2)
Раскин А.Б. «Как папа отомстил немецкому языку» (7+, A2)
Русская народная сказка «Рукавичка» (7+, A2)
Цветаева М.И. «Моим стихам…» (12+, B1)
Ахматова А.А. Из цикла «В Царском Селе» (14+, B2)
Бродский И.А. «Рождество. 1963» (14+, B1)
Пушкин А.С. «Я вас любил» (14+, B2)
Тютчев Ф.И. «Умом Россию…» (14+, B2)
Цветаева М.И. «Москве» (14+, B2)
от A2
13 уроков
от B1
16 уроков
от B2
17 уроков
от C1
5 уроков
10 уроков
от A2 7+
1 урок
от B1 7+
 
1 урок
от C1 7+
 
4 урока
от B1 12+
2 урока
от B2 12+
 
 
5 уроков
от B1 14+
9 уроков
от B2 14+
 
3 урока
от A2 16+
6 уроков
от B1 16+
6 уроков
от B2 16+
4 урока
от C1 16+
Учебные и методические пособия, статьи по методике обучения пониманию художественной литературы.
1. Н.В.Кулибина «Зачем, что и как читать на уроке: Методическое пособие для преподавателей РКИ». – СПб.: Златоуст,2015. 210с.
2. Н.В.Кулибина Читаем стихи русских поэтов. Учебное пособие .- СПб.: Златоуст, 2012. 98с.
3. Н.В.Кулибина «Читаем по-русски на уроках и дома»: Книга для ученика. Книга для учителя. – Рига, RETORIKA-A, 2008. 186с./181
4. Н.В.Кулибина Адаптировать нельзя понять. – Журнал «Русский язык за рубежом» №2 2014
5. «Интерактивные авторские курсы института Пушкина» как опыт создания электронной образовательной среды. - Журнал «Русский язык за рубежом» №5/2016 (загрузить PDF)
Часто задаваемые или просто интересные вопросы.
Кудлик Елизавета Сергеевна, старший преподаватель кафедры языковой подготовки Байкальского государственного университета в Иркутске (29 лет, стаж работы в области РКИ 7 лет).

Вопрос 1:
- Как вы относитесь к такому виду работу, как домашнее чтение?
Традиционно все коллеги говорят, домашнее чтение необходимо. Когда сама изучала языки, всегда мы читали тексты дома, в большом объёме. Сейчас не лежит у меня душа к этому виду чтения, потому что думаю, конечно, с одной стороны, что регулярное чтение - это полезно, но, чтобы контролировать, читают ли студенты тексты, всё равно приходится тратить время на это на уроке, когда можно поработать над новым текстом. Потом многие студенты, встречая незнакомые слова, сразу в словарь, не думают, догадку не развивают, в основном азиатские студенты. Интересно было бы услышать ваше мнение по поводу домашнего чтения.
Ответ
- Уважаемая Елизавета!
Вы сами ответили на свой вопрос. Могу только добавить, что считаю «домашнее чтение» бесполезной затеей, если… предварительно не проведена работа (и не один урок!) по обучению пониманию художественной литературы (или литературы по специальности, например, инженерно-технического профиля, в зависимости от того, какая литература предлагается для «домашнего чтения»). Необходимо, чтобы студент (читатель!) понимал, что ему нужно делать с текстом: разбираться со значениями отдельных незнакомых слов (по словарю) или попытаться, опираясь на известную ему информацию разного рода: языковые знания, жизненный опыт или профессиональные сведения (при чтении литературы по специальности) и др., понять смысл написанного автором. Иными словами, получить, как говорят психологи, выводное знание. Только в этом случае «домашнее чтение» имеет смысл.
Вопрос 2:
- И ещё вопрос о том, что в чтении самое сложное. Хочу привести пример. В книге «Дорога в Россию» базовый уровень есть текст "Что я люблю". Это текст об учителе и двух мальчиках. Учитель музыки любит классическую музыку, один мальчик любит гулять с собакой, кататься на коньках, играть в футбол и подобные детские забавы, а Мишка любит мороженое, красную и чёрную икру, картошку и другие продукты питания, всей душой он любит копчёную колбасу. А ещё Мишка любит свою бабушку, потому что она вкусно готовит. Текст прочитан, всё понятно, только непонятно главное, что Мишка-то антигерой, хотя и милый смешной и искренний мальчик. Не могу я эту стену проломить. А что вы любите, ребята? И одни китайские Мишки вокруг, наперебой выдают целый продуктовый магазин, от 30-80 процентов. Вот это очень сложно. Такой простой текст, и мне он методически не даётся.
Бывали ли у вас такие проблемы с аудиторией на уровне конфликта ценностей?
Ответ
- Разделю Ваш вопрос на два. Сначала – про Мишку.
Пожалуй, я не соглашусь с тем, что Мишка – антигерой (судя по Вашему пересказу, текст из учебника я не помню). Это маленький человечек с ограниченным набором потребностей, которые не простираются дальше полки продуктового магазина, но, как Вы сами пишете, милый и, главное, искренний. У детского писателя (если это авторский аутентичный рассказ, а не учебный или адаптированный текст) обязательно должна быть четно обозначена авторская позиция и оценка. Её читатель должен понять, а согласиться или нет – его право!
Если бы у меня возникла такая ситуация на уроке, то, возможно, я бы довела её до логического конца, предлагая студентам называть всё новые вкусные вещи без конца, пока они сами не сообразят, что это уже перебор и должно быть (и, главное, в их жизни, безусловно, есть!) что-то ещё интересное и полезное, а не только еда… А Вы не спрашивали их, может быть в детстве они голодали?
Теперь – про конфликт ценностей.
Такое, конечно, бывает. Когда – явно, иногда – скрыто. Всегда стараюсь, чтобы читатели поняли авторскую точку зрения, точнее, то, как она высказана в тексте: номинации персонажей, скрытые оценки и т.п. И задумались над ней и в том случае, если она совпадает с их собственной, и в том – если противоречит. И постарались найти аргументы «за» и «против»! Не страшно, если думают не так, как я! Очень плохо, когда не думают вообще!
Курс содержит материалы, принадлежащие авторам и издательствам.
Из правомерно обнародованных произведений они включены в уроки «без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования» в объёме, оправданном учебной и просветительской целью проекта, в соответствии с положениями статей 1274 (п.1) и 1275 (п.6) Гражданского кодекса РФ.
В случае несогласия авторов или представителей издательств с использованием их произведений, соответствующие материалы будут немедленно исключены.

Повышение квалификации
г. Бишкек
Киргизия
Дома с мамой
г. Тбилиси
Грузия
Народный университет
г. Эккернфёрде
Германия
Основная школа
Каменица над Цирохой
Словакия
Русская школа
муниципалитета
г. Сёдертелье
Швеция
Таллиннская
Лаагнаская гимназия
Эстония